Главная / Уральский приборостроительный кластер / Положение об Уральском приборостроительном кластере

Утверждено:

Решением участников Совещания

по созданию Кластера

 (протокол заседания № 1 от 16 июня 2015 г. г. Екатеринбург)

 

Изменения внесены (редакция 2.)

Решением общего Собрания  участников

Уральского приборостроительного кластера

(Протокол № 2 от _______________________  г. Екатеринбург)

 

 

 

 

 

 

Положение о промышленном кластере

«Уральский приборостроительный кластер»

(Редакция от _____________________________)

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2016

Основные определения, понятия

Промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").

Кластерная форма организации межфирменного взаимодействия позволяет оперативно адаптировать внутренние структуры и внешние взаимосвязи к быстро меняющейся внешней среде. Территориальная концентрация, сочетание кооперации и конкуренции обеспечивают предприятиям кластера суммарные конкурентные преимущества по сравнению с отдельными (внекластерными) предприятиями. Это позволяет не только увеличить объем сбыта на внутреннем рынке, но и значительно повысить экспортные возможности предприятий. Экономические связи, лежащие в основе создания кластеров, базируются на долгосрочных контрактах (в отличие от холдингов, базирующихся на имущественных интересах) и осуществляются путем как вертикальных, так и горизонтальных взаимодействий между различными бизнес-субъектами.

Целями кластерной политики является повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации национальной экономики через стимулирование и развитие региональных отраслевых кластеров. Координация мероприятий, вовлечение и непосредственное участие ключевых участников кластера: компаний, ассоциаций, образовательных учреждений, происходит посредством реализации отдельных кластерных инициатив, которые фиксируются в плане развития кластера.

Приборостроение – область науки и техники, отрасль машиностроения, занимающаяся разработкой и производством средств измерений, обработки и представления информации, автоматических и автоматизированных систем управления. Основным направлением развития приборостроения является измерительная техника, состоящая из методов и приборов измерения механических, электрических, магнитных, тепловых, оптических и других физических величин. Измерительные приборы совместно с автоматическими управляющими и с исполнительными устройствами образуют техническую базу автоматизированных систем управления технологическими процессами. Ведущее место в приборостроении по количеству я разнообразию выпускаемых приборов занимают средства измерительной техники. Созданы методы и приборы измерения механических, электрических, магнитных, тепловых, оптических, радиационных и др. величин.

Значительное место в приборостроение занимает разработка и производство средств испытательной техники. Крупным, быстро развивающимся направлением является аналитическое приборостроение, создающее устройства для определения состава и концентрации веществ в различных средах, материалах и продуктах. К ним относятся электрохимические, ультразвуковые, оптические, ядерные и иные анализаторы, сложные многопараметровые аналитические системы. Предприятиями приборостроения создаются разнообразные средства обработки данных, ручного и автоматического формирования текстовой (алфавитной и цифровой) информации для непосредственного использования в учреждениях и передачи в ЭВМ.

Развитие микроэлектроники, оптоэлектроники, нелинейной оптики, микромеханики обогащает приборостроение, способствует созданию компактных надёжных экономичных измерительных, аналитических, разведочных и др. приборов, средств управляющей ВТ, телемеханики и автоматики.

Микроэлектроника – направление электроники, связанное с созданием приборов и устройств в микроминиатюрном исполнении и с использованием групповой (интегральной) технологии их изготовления, самая наукоемкая отрасль, объединяет науку и производство. 250 млрд. шт. микросхем производится ежегодно Микроэлектроника лежит в основе 90% всех инноваций, 25% всех систем приходится на микросхемы.

2. Цель и задачи создания и функционирования Кластера

Кластер создается и функционирует в целях ускоренного развития новых технологий, эффективного взаимодействия крупных, средних и малых предприятий Свердловской области для выпуска конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках Российской Федерации высокотехнологичных изделий приборостроения и микроэлектроники и усиления импортозамещения в данной сфере.

Задачи создания кластера:

Развитие отрасли приборостроения и микроэлектроники – как ведущей высокотехнологичной отрасли в экономике Свердловской области.

Эффективное развитие импортозамещения в отрасли приборостроения и микроэлектроники.

Развитие производственного и инновационного потенциала, производственной кооперации между участниками кластера.

Развитие инфраструктуры (инновационной, транспортной, энергетической, инженерной, экологической, социальной) Кластера.

Организационное развитие Кластера.

Создание эффективной системы управления Кластером, обеспечивающей координацию, кооперационное взаимодействие и мониторинг деятельности организации и предприятий-участников Кластера в рамках реализации совместных кластерных проектов.

 

3. Принципы деятельности Кластера

3.1. Деятельность Кластера основывается на принципах:

- интеграции науки, образования и производства;

- участие предприятий в Кластере основано на добровольном и выгодном для всех сторон производственном, научном, инновационном, образовательном, маркетинговом, кадровом, финансовом взаимодействии. Общие сферы взаимодействия будут формироваться постепенно по мере получения всеми участниками выгод от кооперации;

- свободное получение участниками Кластера сведений, материалов из фонда Кластера научно-технических разработок, инновационных проектов и др. информации;

- корпоративность в принятии решений по управлению Кластером, его развитию, лоббированию интересов участников Кластера в органах власти;

- соблюдение норм деловой этики, принципов здоровой конкуренции;

- совместный поиск эффективных возможностей выхода на внутренние и внешние рынки.

3.2. Предприятия Кластера могут реализовать все виды и формы производственной и инновационной деятельности в соответствии с законодательными актами РФ, Свердловской области и г. Екатеринбурга, Гражданским кодексом РФ, а также настоящим Положением.

 

4. Правовое обеспечение функционирования кластера

Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" содержит ряд положений о промышленном кластере. Определение кластера: «промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации» (Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе).

Применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования деятельности в сфере промышленности на федеральном и региональном уровне возможно при условии создания специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера, и соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям, установленным Правительством Российской Федерации Создание новых и развитие существующих промышленных кластеров на территориях субъектов Российской Федерации осуществляются с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации (Статья 20. Федерального закона)

На региональном уровне нормативным актом для развития Кластера является Постановление Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года №1293 «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 г.»  (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от о7.02.2014 N 52-ПП, от 02.04.2014 N 277-ПП, от 07.05.2014 N 364-ПП, от 17.10.2014 N 861-ПП, от 10.12.2014 N 1129-ПП, от 30.12.2014 N 1256-ПП, от 31.03.2015 N 217-ПП). В состав программы «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до2020 г.» включена подпрограмма «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Свердловской области».

 

5. Функционально-производственная структура Кластера

Функционально-производственная структура Кластера формируется по принципу технологических цепочек; иллюстрируется рис. 1.

 

6. Организационная структура Кластера

6.1 Организационная структура Кластера иллюстрируется рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             
   
 
     
 
     
 
   

Рисунок 1 - Функционально-производственная структура Кластера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Организационная структура Кластера

 6.2. Управление Кластером

Органом коллегиального управления Кластера является Совет директоров. Председателем Совета директоров является президент Кластера, утверждаемый общим собранием участников Кластера.

Решение вопросов оперативной деятельности возлагается на управляющую компанию Кластера – некоммерческую организацию Ассоциацию «Уральский приборостроительный кластер».

Рекомендации по развитию инновационной деятельности, научно-технической и производственной кооперации принимает Научно-технический совет, состоящий из представителей Кластера и внешних организаций.

В составе Научно-технического совета для решения вопросов относительно оценки и утверждения инновационных проектов создается Экспертный совет. Состав  Совета формируется из представителей научных отраслевых или академических институтов, научно-производственных объединений или вузов.

Функции и полномочия органов управления, а также порядок их работы определяются соответствующими Положениями, утверждаемыми Советом директоров Кластера.

Для проверки финансовой деятельности органов управления в Кластере может быть по решению Совета директоров создана ревизионная комиссия.

Координационный совет Кластера формируется из числа руководителей исполнительных, законодательных органов государственной власти, крупных транспортных компаний, финансовых организаций, образовательных и научных учреждений.

К функциям Координационного совета Кластера будут относиться: содействие в участии предприятий Кластера в проектах и конкурсах по реализации государственных программ в сфере приборостроения и микроэлектроники; защита и реализация интересов Кластера во взаимодействии с государственными, муниципальными органами государственной власти, государственными корпорациями и институтами развития.

 

6.3. Функции управляющей компании Кластера:

 - маркетинговая деятельность кластера  - рекламирование и продвижение продукции Кластера,  поиск рынков сбыта, заказов, потребителей продукции, информационно-аналитическое исследование профильных рынков и  тенденций их развития;

 - распределение производственного, научного, проектного участия в Кластере при выполнении заказов на выпуск конкретных видов изделий и формирование соответствующего технического задания для всех участников научно-производственной цепочки;

 - формирование и реализация комплексных инновационных (инвестиционных) проектов Кластера, основанных на организации совместной деятельности участников Кластера для выпуска инновационной импортозамещающей продукции; 

 - формирование фондов для развития Кластера в целом (создание общих центров компетенций и др.) и отдельных его участников (модернизация производственных активов и др.) в интересах всего Кластера.

Управляющая компания создается для производственной и технологической кооперации предприятий кластера, а также содействия в реализации готовой продукции предприятий кластера. Управляющая компания отвечает за текущее управление и действует на регулярной основе. В составе управляющей компании целесообразно выделить административно-хозяйственный (дирекция, бухгалтерия), проектный отдел (управление кооперативными проектами), отдел по связям с общественностью и внешним связям.

Управляющая компания и ее сотрудники должны обладать компетенциями, позволяющими реализовать работы по следующим приоритетным направлениям:

а) технологическое развитие участников кластера;

б) привлечение инвестиций в проекты участников кластера;

в) кадровое обеспечение участников кластера;

г) маркетинговая, информационная и PR-поддержка участников кластера;

д) оказание сервисных услуг для участников кластера.

Финансирование УКК первоначально будет осуществляться за счет минимального уставного капитала, необходимого для создания ОАО, а затем -  каждое предприятие будет перечислять определенный процент от полученных заказов в рамках участия в Кластере для финансирования общей структуры.  Размер данного процента будет устанавливаться совместно всеми участниками Кластера и утверждаться на Общем собрании Кластера. 

            6.4. Формирование состава органов управления

            Количественный и персональный состав коллегиальных органов управления кластером утверждается общим собранием участников кластера. Решение действительно, если за него проголосовало не менее 2/3 от принявших участие в голосовании.